суббота, 9 октября 2010 г.

Идейное содержание развития религиозной истины


          Мы имеем три элемента: 1. Природа (действительность, материал жизни);  2. Божественное Начало (искомая цель и содержание);  3. Личность человеческая (субъект жизни и сознания, воссоединяющий с Божественным началом и природу, превращая её из случайного в должное).  Открывающееся Божественное существо первоначально скрыто, то есть не дано как такое. Но оно существует и действует уже не само в себе, а в своем другом (природе). Всеобъемлющее Божественное Начало объемлет и природу (но не обнимается ею, как большее покрывает меньшее, а не наоборот). 
          Поэтому на первой ступени религиозного развития (политеизм и все мифологические религии природы) предметом религиозного сознания являются существа и силы, непосредственно действующие в природе.
           В этой первой природной религии природа получает божественное значение и признается самосущей. Но природа сама по себе есть постоянное движение, переход от одной формы к другой. Но если вне природы, независимо от нее нет ничего другого, то это движение есть движение без цели, достижение, которым ничего не достигается.



          Таким образом природная жизнь оказывается иллюзией, потому что всё содержание, все образы и краски принадлежат самому человеку, его воображению. Не человек получает от природы что-то, что могло бы наполнить смыслом его существование, а наоборот, он сам придает природе то, чего она не имеет, то, что он почерпает из самого себя. Разоблаченная от богатого наряда, который дается природе волей и воображением человека, она является только слепой, внешней силой.


          На следующей, второй ступени религиозного развития Божественное Начало открывается в своем различии и противоположности с природой как её отрицание, или НИЧТО (отсутствие) природного бытия. Эта ступень отрицательного откровения отличается пессимизмом и аскетизмом, чистейший тип её представлен буддизмом.
          Внутреннее освобождение от природы в самосознании чистой личности впервые выразилось в индийской философии. Вот что приписывается мудрецу Капиле, основателю философской школы Санхья, ближайшему предшественнику буддизма: "Истинное и совершенное знание, которым достигается освобождение от всякого зла, состоит в решительном и полном различении вещественных начал природного мира от чувствующего, познающего начала, то есть Я."


          Если, таким образом, личность человеческая есть нечто большее, чем природа, и власть природы над нею зависит от самой этой личности, то освобождение от господства природы есть освобождение от собственной природной воли - отречение от нее. Отречение от этой воли есть отречение от природного существования. Но так как природа дана как "всё", то отречение от природного существования есть отречение от всякого существования.

          Таким образом, стремление к освобождению от природы является стремлением к самоуничтожению. Нирвана (отсутствие всякого бытия) есть центральная идея буддизма. Если в природной религии Божественное Начало смешивается с природой, с тем, что оно не есть, то в буддизме это Начало противопоставляется природе.
          Священные книги буддистов проникнуты теоретическим и практическим отрицанием жизни и всего сущего. Замечательно, что как обожествление природы привело к религиозному отрицанию природы и религиозному нигилизму, так и философское обожествление природы в современном сознании (философский натурализм) привело к философскому отрицанию всякого бытия, к философскому нигилизму ( системы Шопенгауэра и Гартмана).
          Отсюда можно видеть, что отрицательное мировоззрение не есть что-нибудь случайное, просто продукт исторических условий, а есть логически необходимая ступень в развитии религиозного сознания.


          И наконец, на третьей ступени, которую я называю положительным откровением, природный мир рассматривается из положительного отношения к безусловному началу и становится необходимым орудием или материей для полного осуществления САМОГО Божественного Начала. Эта ступень представляет несколько ясно различаемых фазисов, которые подлежат особому рассмотрению.

          Отрицательная религия, представленная буддизмом, понимает безусловное начало как ничто. И поистине оно есть Ничто, так как оно не есть что-нибудь, следовательно свободно от всего. Но свобода от всякого бытия (положительное ничто) не есть лишение всякого бытия (отрицательное ничто).
          Положительная свобода существа предполагает власть (положительную силу) над тем, от чего это существо свободно. Например, нельзя сказать про ребенка, что он свободен от страстей, он их лишен. Свободным же от страстей можно назвать только того, кто имеет их, но имеет их в своей власти (обладает ими, но не обладает).
          Божественное Начало обладает всем, всё - есть Его содержание, поэтому мы должны дать Ему название absolutum, что значит: 1. "Отрешенное" от всех частных определений;  2. "Завершенное", совершенное, всем обладающее. Оба значения тесно взаимосвязаны, ибо отрешиться от всего можно только обладая всем.


          Но что же такое это "всё"? Оно не может быть только совокупностью явлений по своему чисто относительному характеру. Значит, это "положительное всё" может находиться только в сверхприродной области, которая в противоположность миру вещественных явлений определяется как мир ИДЕАЛЬНЫХ сущностей, царство идей. Идеальный космос - основная истина греческой философии в её центральной системе - платонизме. Непрерывная нить логического размышления ДОЛЖНА была привести от чувственного опыта к умозрительной вере в Идеи.

          Этот мир составляют явления. Мы видим образ (форму с определенным цветом и определенной плотности). Обыкновенно думают, что если бы исчезли из мира все чувствующие существа, то он все равно остался бы прежним со всеми красками и звуками. Но это очевидная ошибка: что значит звук без слуха?  Свет и цвет без зрения??

          Звук есть простое колебание воздуха, и именно Звуком делает его слышащее ухо. Также и свет без глаза - не свет, а просто механическое движение. Для того, чтобы оно стало Светом, красками и цветом, необходимо, чтобы оно воздействовало на зрительный орган и, произведя в нём соответствующие изменения, возбудило в чувствующем существе те ощущения, которые, собственно, и называются Светом. (Неудивительно, что Бог сотворил этот мир, у Него были веские причины:  без чувствующего и воспринимающего и Свет Его - не свет вовсе.... -я)


          Мир есть представление, но не произвольное для нас, а навязанное нам. Сама его действительность от нас не зависит, поэтому он должен иметь независимую от нас Причину или сущность. А так как множественность явлений предполагает некое взаимоотношение и взаимодействие, то и производящая их сущность должна представлять некоторую множественность.
          Поэтому ОБЩАЯ ОСНОВА представляется как совокупность множества элементарных сущностей, вечных и неизменных, из которых слагается реальное бытие и на которые оно может разлагаться. Эти основные сущности и называются атомами (неделимыми).

          Об атомах-сущностях в следующем посте, а пока хочется напомнить о потрясающем "всплеске мысли" в Греции 2500 лет назад. Посмотрите, какая куча гениев!
          Гераклит из Эфеса (6 в. до н.э.) - первый сказал, что начало сущего - огонь, возникновение его из космоса - "путь вниз", т.е. материализация. Все элементы мироздания - живые, потому что пронизаны пневмой - животворящим огнем (Духом). Фразочки: "Большинство не любознательны", "Многознание уму не научает", "Познание Логоса дано лишь тем, кто понял, что противоположности - едины", "Нет ничего неизменного, лишь Истина одна". Им восхищался Сократ.
          Парменид из Элеи (6 в. до н.э.) - "Ум и Душа тождественны".
          Пифагор (6 в. до н.э.) - метемпсихоза=реинкарнация, переселение душ; космос - физико-геометрическо-акустическое единство, "По торной дороге не ходи", "Прежде всего научись называть каждую вещь своим именем, это важнейшая из наук", "Народ достоин сожаления, а не посмеяния", "Из всех знаний - нравственность - самое важнейшее, но ей не обучаются",  "Тогда только сможешь стать истинно свободным, когда будешь носить одно иго необходимости".
          Анаксагор (6 в. до н.э.) - первый объяснил солнечное затмение, Ум - движущий принцип мирового порядка, высказался о "неразрушимых элементах" - семенах вещей.
          Демокрит (5 в. до н.э.) - ввел понятие "атом"= "неделимый", говорил о множестве миров (!) "Главная ценность - спокойствие души".
          Эмпидокл (5 в. до н.э.) - корни всего сущего - четыре вечных неизменных первоэлемента, а движущая ими сила - Любовь. Космос то соединяется в бескачественный шар (непроявленный), то вновь распадается на сущее (материализуется). "Подобное познается подобным".
          Сократ (5 в. до н.э.) - первым отделил моральную философию от естественнонаучных исследований. Цель истинного Познания - дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Ценность всякого познания - и человеческого, и божественного в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. В моральной философии Сократа человек не стоит перед этическим выбором. Более того, Сократ выбора не оставляет: Знание предшествует Выбору. "Не слушай ничьих советов, в том числе и этого" :)))

 
          По книге В.С. Соловьева "Чтения о Богочеловечестве"
         

Комментариев нет: